Ужин почти готов, но трехлетняя Катя требует печенье прямо сейчас. Она не хочет ждать. — Никаких сладостей перед едой. Ты перебьешь аппетит, — не поддается на уговоры мама. — Что такое «аппетит»? — недоумевает девочка. — Как я его перебью? — Ты съешь печенье, и аппетит пропадет. Тогда ты не захочешь есть полезную еду, от которой дети растут. В той или иной форме эту здравую идею маме придется повторить еще не раз, пока Катя вырастет и научится (или так и не научится) правильному отношению к еде. Использовать естественный аппетит, чтобы заправить организм именно тем, что ему нужно для работы и хорошего здоровья, — вот в общем виде суть этой идеи. И хотя с виду она проста, далеко не все взрослые справляются с этой задачей. Свидетельством тому являются наши фигуры, а также полные залы на сеансах всевозможных целителей. Реально же задача родителей гораздо сложнее. Они должны, во-первых, четыре раза в день заложить в ребенка оптимальное количество горючего и стройматериалов. Сколько это? Для каждого ребенка ответ будет разным. Они должны, во-вторых, не передать ему своих вредных привычек в отношении питания. Для этого есть только один способ: осознать эти привычки и самим от них избавиться. Все попытки схитрить и достигнуть цели, ничем не поступясь, приводят к провалу. Дети необязательно перенимают наши хорошие привычки (для этого приходится потрудиться), но плохие перенимают всегда. Даже если нам кажется, что мы хорошо прячемся. Сегодня родителям приходится особенно трудно. Они должны противостоять сами и привить детям иммунитет к навязчивому воздействию рекламы, ко всем этим соблазнительно ярким упаковкам и намекам на «полезность» заведомо вредных вещей. Существует мнение, что все это — проблемы богатых стран и богатых людей. Если говорить о странах, то у богатых и бедных действительно разные проблемы. В бедных странах (к каким относимся, к несчастью, и мы) стоит вопрос, как обеспечить людям (или хотя бы детям) физиологическую норму белков и витаминов. В богатых странах официальная медицина уговаривает население есть меньше мяса и уже с двух лет переводить детей на обезжиренное молоко. Но и в бедных странах не все бедны, и в богатых — не все богаты. Так вот, наблюдения показывают, что переедать и набирать избыточный вес склонны в большей степени малообеспеченные граждане или те, на кого материальное благополучие сваливается внезапно, как мы это видим на примере некоторых наших сограждан, у которых просто не встроены в процессе воспитания тормоза. Потому что идея разумного самоограничения тоже закладывается в человеке в раннем детстве.
От рождения до двух лет Еда доставляет удовольствие
Ребенок рождается с мощным инстинктом самосохранения. Он с рождения умеет и любит сосать и готов заниматься этим круглые сутки. Природа сделала этот процесс приятным для него, чтобы ребенок получал необходимое питание. Но кормление ребенка — это не просто процесс введения в организм необходимых питательных веществ. На первых порах вокруг него выстраивается эмоциональная жизнь ребенка. Через регулярный ритм кормлений ребенок учится взаимодействовать с вами. Когда он голоден, он беспокоится и плачет, привлекая внимание к своим нуждам. Когда он накормлен, то становится спокойным и довольным. Этот переход от дискомфорта к комфорту создает важную эмоциональную связь между вами и теми приятными ощущениями, которые он получает. «М-м-м, — написано на его лице, когда он сосет, — моя мамочка такая сладкая, и вообще жизнь прекрасна». Чтобы закрепить эти чувства, старайтесь воспринимать положительно даже самый свирепый аппетит младенца. То есть думайте о том, как замечательно он сосет, а не о том, что он круглые сутки хочет есть и не дает вам ничем заняться. Вы предпочли бы, чтобы он как можно скорее стал спать ночью не просыпаясь. Но для двух-трехмесячного ребенка ночные кормления важ- ны — он так стремительно растет и просто не успевает получить все необходимое в течение дня. Поэтому, просыпаясь для ночных кормлений, думайте о том, как они важны для роста и развития малыша. Если же вам достался вялый едок или копуша — это опять же не основание, чтобы впадать в беспокойство или терять терпение. Помните, что и худенькие, и пухленькие имеют одинаковые шансы вырасти здоровыми и счастливыми. Здесь многое будет зависеть от вас. Быть отзывчивым к нуждам ребенка не значит откликаться на каждый писк. Сейчас доминирует точка зрения, что для детей, как и для родителей, полезен гибкий режим — но режим, — в котором на основе реальной практики определено количество и примерное время кормлений, а также время сна, прогулок, игры. Этот режим будет разным для разных детей, но достаточно единообразным для каждого конкретного малыша. Это помогает взрослым планировать свою жизнь и занятия. Одно время у врачей была установка на жесткий режим, когда ребенка «додерживали» до положенного времени, даже если он заходился криком от голода, и, наоборот, будили для кормления, если даже он сладко спал. Считалось, что постепенно он «впишется» в этот режим. А поскольку природа очень пластична, то большинство здоровых младенцев действительно привыкали. Это впечатляющее торжество дисциплины над природой, однако, привносило негативный оттенок в отношения матери и ребенка. Младенец привыкал считать себя существом незначительным, чьи нужды никого не интересуют. Мать же подавляла в себе естественные чувства и училась ставить инструкцию выше голоса природы. Обоим это не шло на пользу. Полный отказ от режима под лозунгом «Назад к природе!» был в сущности реакцией на эту жесткую установку и в некотором роде другой крайностью. Теперь, когда маятник откачнулся, он вернулся в какое-то среднее положение. Это значит: режим, но не единый для всех детей и не с секундомером в руке, а удобный и приемлемый для обеих сторон. Когда малыш переходит от грудного вскармливания к «взрослой» пище, старайтесь сохранить ту положительную эмоциональную связь, которая сформировалась между вами, ребенком и едой в первые месяцы. Для этого, в частности, проявляйте уважение к его вкусам. Если он отвергает новую еду — не настаивайте, но через некоторое время повторите попытку. Не используйте запрещенных приемов. Если вы, исполнив перед этим танец с саблями, всунете в рот зазевавшемуся ребенку ложку нелюбимой цветной капусты, он поймет, что его обманули. Даже восьмимесячный малыш способен почувствовать такие вещи. В результате он станет подозрительным и будет все время ждать подвоха. Не пытайтесь добиться успеха, посыпая все сахаром или поливая вареньем. В лучшем случае вы ничего не добьетесь, в худшем — добьетесь того, что ребенок вообще не будет есть несладкое. Вы этого хотите? Помните также, что большинство малышей охотно едят, когда голодны и прекращают, когда насытились. Не уговаривайте ребенка съесть еще ложечку, если не хотите внести в этот естественный процесс конфликтное начало. Как только он потерял интерес — уберите тарелку. Если ребенок просто отвлек- ся — он сам запротестует.
«Чух-чух-чух, поезд подъезжает, открываем туннель. — Кому из родителей не знакомы эти нехитрые приемы заталкивания каши в двухлетнего ребенка?! — А вот летит самолет... (плывет пароход)»... Но, видимо, аэропорт сегодня не принимает (или порт закрыт) по случаю непогоды. И транспортные средства, погудев безрезультатно, возвращаются обратно. И летающая тарелка улетает обратно на кухню, где мама доедает остывшую кашу. Примерно с полутора лет малыш стремится сам принимать решения и проявлять свою волю при каждом удобном случае. Еда не исключение. Именно в этом возрасте обычно берут начало затяжные конфликты вокруг тарелки. В какой-то момент любой младенческий голод утихает, малыш становится разборчивым. Если родители пропустили этот момент и не поменяли такти- ку — конфликт не замедлит возникнуть. Ведь полтора-два года — самый конфликтный возраст, и ребенок использует каждый случай, чтобы ввязаться в битву и показать характер. Осознав себя как личность, он уделяет серьезное внимание собственным вкусам. Но это же здорово! Человек уже может понять, что он любит, чего не любит, и заявить об этом миру. Это важный этап, с этим стоит считаться. Ребенок, привыкший доверять своим вкусам, менее подвержен давлению своего окружения. Кто из взрослых не помнит, какая это гадость — первая сигарета или первый глоток водки?! Если бы мы доверяли собственным вкусам, кто бы стал повторять этот эксперимент? Оцените, как это важно, и не навязывайте ему своего выбора. Как бы ни были вы убеждены в полезности овсянки, как бы ни хотелось его заставить — удержитесь. Найдите любую приемлемую альтернативу. Возможно, он любит гречневую кашу с молоком или макароны с сыром. В конце концов есть дети, которые любят только овсянку и ни за что не соглашаются проглотить хотя бы ложку полезной гречневой каши. Есть дети, которые вообще не любят каш, зато охотно едят овощи. И хотя это буквально подарок, но и эти родители обычно бывают недовольны: ну как же так, ребенок должен есть кашу! В общем на нас не угодишь. Так что лучше пусть ест что хочет. Не паникуйте, даже если он совсем ничего не ест. Некоторые дети пытаются таким образом манипулировать взрослыми. Но стоит ему убедиться, что взрослые не очень-то переживают, как он прекратит эти опыты. Ведь кушать-то хочется.
Шестилетний Дима больше всего на свете любит пельмени. Не какие-то особые — самые простые, из пачки. Мама недоумевает, откуда у ребенка, выросшего на домашних супчиках и котлетах, такие «холостяцкие вкусы». Бабушка боится, что покупные пельмени испортят ребенку желудок. Но когда Диме грустно, он хочет только их. Один раз, когда мама с бабушкой уезжали к родным в город Пензу, Дима оставался «зимогорить» с папой. Это было классно! Они ходили в парк катать шары в кегельбане, играли в воздушный бой с автоматом, а дома варили пельмени и ели их со сметаной. Обычно Дима папу видит мало и совсем никогда с ним не играет, потому что папа устает на работе и поздно приходит. А Диму в восемь тридцать уже кладут в постель. Но тут они целых три дня провели вдвоем и за это время ни разу не пили кипяченого молока, зато каждый день на обед варили пельмени. С тех пор Дима их обожает. В этом возрасте гастрономические вкусы и пристрастия детей определяются многими причинами, далекими от кулинарии. Ребенок, которого дома кормят паровыми котлетами и суфле из телячьей печенки, может испытывать страстное влечение к чипсам или вяленой вобле, которыми его угостили приятели. А другой, у которого дома все «на скорую руку» — колбаса да сосиски, — попробовал в гостях настоящий украинский борщ и картофельную запеканку. И теперь недоумевает, почему его мама не готовит такого. В этом возрасте еда может связываться с определенными событиями в жизни ребенка. Он может вдруг разлюбить лапшу с курицей, которая ему так нравилась, потому что ее готовили, когда он болел свинкой, и теперь он просто на дух ее не выносит. В этом возрасте часто возникает противоречие между стремлением родителей кормить ребенка только полезной, здоровой пищей и его стремлением попробовать все, что он видит на витринах, или хотя бы то, что уже пробовали и обсуждали другие ребята. Как принять участие в общем разговоре, если Коля любит «Мамбу», Оля любит «Мамбу», а ты ее даже в руках не держал? Родители понимают, что, совсем не покупая ему конфет и мороженого, они просто ставят ребенка в неравные условия со сверстниками. Итак, они сдают позиции и начинают время от времени покупать ему какие-нибудь «Чупа-чупсы» или что-то еще, чего ему так страстно хочется. Точно так же не стоит лишать ребенка сладкого за какие-то провинности. Еда не должна быть ни наградой, ни наказанием. Иначе она станет мерой всех вещей: и радость победы без нее не радость, и вместо осознания вины наступит сожаление о мороженом, которого лишили. Ребенок все-таки не цирковая собачка, чтобы дрессировать его таким примитивным способом. Кажется, Джеймс Добсон рассказывает в одной из книг, как они учили свою дочку читать с помощью шоколадного печенья. Она составляла слова из букв и за каждое получала награду. Сообразительная малышка сразу смекнула, что буквы лишь средство, а цель — шоколадное печенье. И при первом удобном случае, когда папа отвлекся, совершила опустошительный набег на пакет с печеньем. После чего ее папа — специалист по воспитанию — стал осторожнее относиться к этому столь простому и эффективному методу. Если постоянно использовать сладкое — и вообще любимую еду — в качестве поощрения или, скажем, утешения, у ребенка просто смещаются ориентиры. И беда даже не в том, что он обязательно «дорвется», как только позволят обстоятельства, и расстроит себе желудок. Хуже то, что он научится именно в еде находить утешение и радость, с ее помощью решать свои проблемы, залезая в холодильник, когда дела идут плохо. То есть уже подростком или взрослым человеком, вместо того чтобы бороться и побеждать, он будет намазывать бутерброды. Отчего проблем станет только больше. Этим чаще страдают девочки, но и мальчики тоже грешат.
От восьми до двенадцати лет «Человек ест то, что он ест»
В этом возрасте дети уже способны здраво рассуждать, и им знакомо чувство ответственности. Это лучшее время для обучения их основам здорового питания. Имеется в виду, что само по себе здоровое питание в вашей семье, как говорится, норма жизни. И ребенок уже привык к нему. Но в этом возрасте он будет с интересом слушать ваши пояснения, почему именно следует есть сырую морковь и почему не стоит увлекаться шоколадом, какие витамины в клубнике, а какие в картошке и почему нам нужно то и другое. Другими словами, если раньше вы формировали привычки, то теперь вы можете начать закладывать теоретическую базу. Многие дети в этом возрасте занимаются спортом или танцами и готовы на великие подвиги — ежедневно есть шпинат или совсем отказаться от булочек, если это поможет добиться успехов в том, что для них так важно. Но и те, кто ничем таким не занимаются, гораздо серьезнее, чем раньше, относятся к своей внешности, к своему телу. Дети с избыточным весом начинают всерьез переживать по этому поводу. Очень худые также чувствуют себя не вполне уверенно. Причем девочки чаще переживают по поводу полноты (худоба должна в свое время обернуться стройностью фотомодели). Мальчиков же больше расстраивает худоба: толстые в жизни часто бывают сильными, худые — только в кино.Обсуждайте с ними все, что их беспокоит, ищите решения вместе. Иначе вы можете однажды обнаружить, что дочь экономит на завтраках и на эти деньги купила сжигатель жира, а сын глотает какую-то гормональную дрянь для наращивания мышечной массы. И наконец, не стоит делать еду центром и содержанием вашей семейной жизни. Ужин — не единственный повод собраться вместе. Торт и газировка не самое интересное на детском празднике. Что бы там ни говорилось в рекламе, но даже обычное лото вызовет больше восторга у юных гостей, чем растворимая шипучка (кстати, «юпи» — это он, она или оно?). Если вы идете на прогулку — пусть целью будет что-то несъедобное: не кафе-мороженое, а катание шаров в кегельбане или игра в бадминтон, запуск бумажного змея или ловля карасей в пруду. Поставьте с детьми и их друзьями домашний спектакль — и этот праздник они запомнят на всю жизнь, даже если в качестве угощения будет чай с баранками. Самое лучшее, чему вы можете научить детей в отношении к еде, — это неозабоченность ею. Не в том смысле, чтобы есть не думая. А в том, чтобы как можно меньше зависеть от еды, уметь ограничивать себя, уметь воздерживаться, т.е. быть господином своего тела. Научившись этому, он будет больше уважать себя.
К сожалению, аппетит у детей часто доставляет их родителям много неприятных минут: капризы малышей, отказ от пищи, некрасивое поведение за столом. Практически каждая молодая мама в той или иной мере сталкивается с проблемой под названием – ребенок плохо ест. А ведь питание вашего малыша - это очень важный аспект для его развития и здоровья.
- Соблюдайте режим питания. Приемы пищи должны происходить в строго отведенное для них время и в соответствии с установленными правилами. Легко снизить или свести на нет аппетит у детей, позволяя им начинать со сладкого или десерта до основного блюда.
- Пищу ребенок должен принимать только за столом, ни в коем случае не кормите вашего малыша на ходу, избегайте всевозможных «перекусов», так как они не только не полезны, но и сбивают определенный режим, который ребенку просто необходим...........
........................... Нельзя кормить насильно. Это один из важных пунктов правил в воспитании детей родителями. Дух противоречия в маленьких детях развит очень сильно. Кроме того, прием пищи у них будет ассоциироваться с вашим раздражением и плохим настроением, значит, будет вызывать все больше неприязни. Разумеется, нельзя применять никаких наказаний за несъеденное, как и поощрений за съеденное. Если ребенок плохо ест, не показывайте из-за этого своего волнения или излишнего беспокойства перед ним. За хороший аппетит вы можете похвалить вашего сына или дочь словами.
- Старайтесь не отвлекать ребенка от еды разговорами, играми и телевизором. Прием пищи для малыша (как, к слову сказать, и для взрослого) ответственное занятие, требующее сосредоточенности и внимания.
- Не стоит подталкивать ребенка к еде словами о том, что иначе его пища достанется кому-то другому (папе, брату, собаке, соседскому мальчику), так как это может развить в малыше жадность.
- Разнообразное питание может повысить аппетит у детей и увеличить «интерес» в приеме пищи. Не злоупотребляйте любимыми блюдами, иначе они перестанут быть таковыми. Разнообразия можно достичь, как разной едой, так и разными способами приготовления одних и тех же продуктов. Не забывайте «оформлять блюдо», пища должна выглядеть аппетитной......................
................. Совершенно очевидно, что у ребенка должна быть своя посуда, соответствующая его требованиям и желаниям. Своя ложка, которую ему не тяжело держать, небольшая кружка и небольшая тарелка. Посуда, из которой ест ваш ребенок, должна быть красивой. Особенно по душе маленьким детям рисунки на дне чашки или тарелки – такой простой «секрет», даже когда малыш уже знает о нем, повышает аппетит.
- Старайтесь развивать в ребенке уважительное отношение к пище, чтобы ваш малыш не раскидывал еду и не размазывал ее по тарелке. Объясните ему, что приготовление завтрака, обеда или ужина – это труд и работа. Ребенок более будет заинтересован в приеме пищи, если будет участвовать в сервировке, а затем уборке стола. Для малышей это очень важно. Подготовку к этому вы можете начать заранее, например, вместе выбрав в магазине новую скатерть или красивые салфетки.
- Не забывайте о правилах гигиены и правилах хорошего тона: как именно нужно вести себя за столом. Вместе с ребенком тщательно вымойте руки. Следите, чтобы за столом ребенок правильно пользовался приборами и жевал с закрытым ртом. Старайтесь не делать замечания, не запрещать и не осуждать, а обращать внимание сына или дочери на то, как едят взрослые, на то, что более красиво есть с закрытым ртом, на то, как быть более аккуратным, чтобы сын мог быть маленьким джентльменом, а дочь настоящей леди и юной принцессой. Помните о том, что являетесь главным примером для вашего ребенка. Именно поэтому полезно есть за столом всей семьей, когда взрослые сами едят с аппетитом и говорят друг другу «спасибо» и «пожалуйста». Малыш учится у вас хорошим манерам и вежливости.................
..................Как правило, аппетит у детей лучше в яслях и детских садах, там они часто едят значительно охотнее. Причина в хорошей организации режима, активности в течение дня и пробуждающемся в малыше духе коллективизма. Новая обстановка и другие дети в этом случае оказывают благотворное влияние, есть некрасиво или медленнее остальных будет лишь редкий ребенок.
Еще один важный момент: если ребенок плохо ест, то причина может быть как в его плохом настроение, так и в том, что он заболел. Будьте внимательны по отношению к вашему малышу и… приятного вам всем аппетита! Очень важно в формировании аппетита у детей и их хорошего отношения к пище то, насколько верно вы следили за питанием вашего ребенка с самого момента его появления на свет, как вводили прикорм и учитывали ли возрастные потребности!