Главная » Статьи » Воспитание » Полезные статьи [ Добавить статью ]

Как определить правильно ли воспитывашь ребенка

«Не пей, Иванушка, водицы из козлиного копытца, козленочком станешь!» – это фраза из сказки. А вот из жизни: «Не прыгай со скамейки – упадешь», «Промочил ноги – заболеешь», «Не отвлекайся на уроке – получишь двойку», «Не ходи без шапки, а то ушки заболят», «Не ешь мороженого – ангину подхватишь»... Знакомо?

Казалось бы, все эти предостережения продиктованы исключительно заботой о ребенке, и имеют под собой вполне реальные основания. Ведь и Иванушка стал-таки козленочком, и ваше собственное чадо полностью оправдало ваши тревожные ожидания – упало, заболело, получило двойку... Почему, как вы думаете? Ведь вы же предупреждали! Парадокс заключается в том, что именно благодаря вашим предостережениям результат зачастую получается как раз тот, которого вы старались не допустить.

Дело в том, что родители, будучи крепко связаны с малышом незримой духовной пуповиной, дают ему некоторую программу действий, ориентированную на их собственные страхи и проблемы. Вот простой пример.

Годовалый кроха, едва научившись самостоятельно передвигаться, отправляется в свой первый поход по квартире. Он слегка покачивается на неустойчивых ножках и шаг за шагом осваивает новый способ передвижения.

Ба-а-х! Какая неудача, упал! И в эту секунду он вопросительно смотрит на маму: как отнестись к такому повороту судьбы? В маминых глазах тревога: «Ах, мой маленький! Тебе больно? Бедный малыш упал, ударился, давай я тебя пожалею!».Быть может, кроха пока еще не понимает всех слов, сказанных мамой, однако эмоциональное ее состояние он «ловит» очень хорошо. У мамы на лице ужас – значит, дело плохо. Пора плакать! А-А-А-А-А-А!!!

Если же мама останется спокойной и скажет ему: «Ты упал. Ничего страшного, так бывает. Вставай, пойдем посмотрим, где твой новый грузовик», малыш тоже отнесется к происшествию философски. Подчеркиваю, реакция должна быть именно спокойной, а не равнодушно-холодной. Тогда кроха почувствует свою значимость для мамы и в то же время не будет зацикливаться на неприятных ощущениях.

Конечно, дети неопытны, и многого не знают. И далеко не все знания можно получить на собственном опыте и на собственных ошибках. В свое время родители учили нас, как обращаться с огнем, с газом, с электричеством, как переходить дорогу. Тревога в их глазах заставляла нас относиться к этим опасным предметам с должным пиететом. В каком-то смысле страх интуитивно заставляет человека избежать действительно серьезной опасности. Но тем внимательнее мы должны быть к собственным словам, чтобы предостережение не превратилось во внушение неизбежной беды.

Можно ли запрограммировать болезнь?

Вернемся к заботам о здоровье. Ведь на самом деле мокрые ноги и мороженое далеко не всегда приводят к болезни. Помните, как в школьные годы вы пытались заболеть в нужный момент – чтобы с чистой совестью пропустить сложную контрольную и спокойно почитать дома любимую книжку. Изобретательность школьников просто-таки не имеет пределов! И на ледяном полу босиком стоят, и то же мороженое поглощают, закусывая сосульками... И, как правило, безрезультатно. Только здоровее становятся. А болеют чаще всего те, кого любящие родители укутывают в сто одежек и тщательно оберегают от инфекций.

Этому есть, конечно, и чисто физическое объяснение – слишком тепло одетый ребенок легко потеет, что в холодную погоду очень опасно. А организм, который никогда не встречался с инфекцией, даже в самом минимальном количестве, реагирует на такую встречу особенно бурно. Но дело не только в физиологии. Если человеку всюду мерещатся микробы, непрерывное мытье рук превращается в некую навязчивую идею, на которой воспитывается и ребенок. Чтобы забота о здоровье не превратилась в средство запугивания, имейте в виду следующее:

  1. Говорите о положительном результате (здоровье), а не об отрицательном (болезни). Вариант «Промочишь ноги – заболеешь» предполагает только один исход и не оставляет возможность выбора. Лучше сказать: «Ноги должны быть теплыми и сухими, тогда будешь здоровым».
  2. Не нужно учить ребенка избегать болезней. В этом случае мир предстанет перед ним гигантским лабиринтом, полном ловушек и опасностей. Лучше учите его сохранять здоровье, а болезни воспринимать не как неизбежный результат, а как некоторое испытание, с которым вам вместе предстоит справиться.
  3. Не называйте ребенка больным, если он просто устал, капризничает или плохо ест.

Страх как средство воспитания

Прислушайтесь на улице, в зоопарке или в детской поликлинике к замечаниям родителей, а также бабушек с дедушками, и вы на каждом шагу услышите: «Не капризничай – а то придет милиционер и тебя заберет», «Не бегай – упадешь», «Не залезай на дерево, а то сломаешь себе шею». Многочисленные «страшилки» так популярны, потому что весьма эффективны. Детское воображение – вещь очень сильная, и случайно брошенная фраза о дядьке, который схватит в мешок маленького сорванца и утащит его «за темные леса», способна вырасти в зловещий образ, преследующий человека всю жизнь. А ребенок в таком состоянии становится «удобным» для родителей – он не бегает, не лазает, не высовывается из-за маминой юбки. Потому что ему страшно. Потому что мир, вместо исследовательского интереса, вызывает у него чувство тревоги и ужаса. Жизненное пространство сужено до предела, потому что так родителям легче и комфортнее следить за ребенком.

Нередко родители запугивают детей, сами того не подозревая. И даже повзрослевшие «малыши» продолжают реагировать на родительские «предупреждения». Вот, к примеру, история из книги знаменитого американского психолога Э. Берна «Люди, которые играют в игры».

Официантка с удивительной ловкостью и изяществом виртуозно лавирует между столиками, держа в руках огромный поднос, заставленный блюдами, тарелками и бокалами. Тут в зал входят ее родители. Мать неотрывно следит за дочерью и не может сдержать возглас: «Осторожно!» Не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы предугадать дальнейшее. Конечно, все летит на пол...

Что случилось? У дочери сработал условный рефлекс, который мать вырабатывала годами, говоря дочери: «Ты растяпа, у которой все валится из рук. Осторожно, ты можешь все разлить, уронить, разбить и т. д.» И сейчас одно лишь знакомое слово мгновенно превратило ловкую официантку в неуклюжую маленькую девочку, которая так боится что-нибудь разбить.

Кто придумал закон подлости?

Как известно, вероятность того, что бутерброд упадет маслом вниз, прямо пропорциональна стоимости ковра. Вином заливается именно антикварная скатерть с ручной вышивкой. Чем элегантнее ваша парадная блузка, тем скорее вы заляпаете ее жирным соусом во время банкета. Нет никаких сомнений, что соус не отстирается, значит, с блузкой придется расстаться навсегда, а заодно и с модными туфлями, которые были подобраны специально для нее. На работу вы, оставшись без блузки и без туфель, придете в самом худшем расположении духа, и по этому поводу запорете важный отчет. Начальство, конечно, выскажет все, что думает о вас и о вашем отчете – и пошло, поехало... А-А-А-А-А!!! Пора плакать!

А все почему? Как раз потому, что вы относитесь к злополучной блузке слишком трепетно. Чего боимся – то и получаем.

Взрослые проблемы родом из детства

Вы часто слышали в детстве: «Ты ошибаешься, не справишься, у тебя не получится» и т.д.?  Разумеется, это делалось не по злому умыслу, а лишь из желания предостеречь неразумное дитя и проявить о нем заботу. Но, к сожалению, этот подход приводит к тому, что дети становятся неудачниками, и страх неудачи преследует их всю жизнь. Страх перед конкретной бедой превращается в страх перед неизвестностью. Именно поэтому взрослым людям порой так сложно изменить свою жизнь, больше всего они боятся перемен, даже если эти перемены – к лучшему.

Вот еще один пример. На прием к психологу пришла симпатичная женщина средних лет. Как говорится, все при ней – ни умом, ни внешностью не обижена. Однако ее состояние внушает тревогу даже неспециалисту – руки дрожат, движения мелки и суетливы, она каждую минуту хватается то за носовой платок, то за пудреницу, то вертит в руках ручку. Ее явно что-то очень волнует.

"По образованию я химик. Сразу после института я устроилась работать в одну фирму, и проработала там 15 лет. Место насиженное, все меня знают, и я всех знаю. Работу люблю, достигла в своей профессии определенных результатов. И вот недавно подруга уговорила отправить резюме в некую иностранную контору. Отправила, ни на что не надеясь, да и забыла про него. И вот неожиданно приходит ответ, что меня приняли на работу даже без собеседования, только по результатам моего резюме. Я даже не знаю, каков будет круг моих обязанностей. Больше всего боюсь, что не справлюсь с новой нагрузкой, что проявлю свою некомпетентность, и в тот же день меня уволят. Жизнь в последние три дня превратилась в сущий ад – на всех раздражаюсь, кричу. Принимаю успокоительные препараты, но результат – нулевой.

Недавно я поймала себя на мысли, что я уже испытывала такие ощущения в детстве. Перед важным экзаменом, контрольной, собеседованием мама говорила мне: «Надейся на лучшее, но готовься к худшему». И акцент был сделан именно на то, чтобы готовиться к худшему (заранее расписывались отходные пути, продумывались другие варианты), а эфемерная надежда на лучшее так и оставалась чисто теоретической. Я никогда не любила рисковать, ни в мелочах, ни в серьезных делах. По жизни я не очень везучий человек, неудачи так и сыпались на меня со всех сторон.

Теперь я в полной растерянности – предложение очень интересное, но я боюсь. Настолько, что от страха теряю контроль над собой."

Забегая вперед, скажем, что эта дама так и не приняла заманчивого предложения от иностранной фирмы. Правда, она пошла на психологический тренинг «Уверенность в себе», который помог ей изменить свое отношение к неудачам – реальным и придуманным. Она стала более спокойной и открытой. Хотите знать, что было дальше?

Однажды она с мужем впервые за много лет выбралась в театр. Пробираясь между креслами, случайно наступила на ногу молодому человеку, который сидел неподалеку. Извинилась, но молодой человек оказался австрийцем, и изъясниться мог только на немецком. В школе наша дама когда-то изучала немецкий, и даже говорила на нем вполне сносно. Правда, после школы у нее не было языковой практики. Еще недавно она даже представить себе не могла, что осмелится говорить на немецком с носителем языка – наверняка, она сделает кучу ошибок в каждом слове. Однако сейчас женщина довольно бодро вступила в разговор, и (надо же было такому случиться!) они с молодым австрийцем оказались коллегами-химиками. Знакомство имело деловое продолжение – австрийская фирма пригласила нашу бывшую неудачницу на работу, и ныне она вместе с семьей живет в Австрии, работает в той самой фирме на весьма выгодных условиях.

И везение, и неудачу, как ни парадоксально это звучит, можно запрограммировать. Старайтесь больше доверять своим детям, представлять их успешными и благополучными – будь то победа на школьном конкурсе чтецов или поступление в ВУЗ. Удача любит того, кто уверен в себе. И в ваших силах – дать ребенку эту уверенность.


Категория: Полезные статьи | Добавил: Ника (30.11.2010)
Просмотров: 515 | Теги: воспитание не перегибайте палку | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]