Эдгар Райс Берроуз родился 1 сентября 1875 года в Чикаго. Он начал с карьеры военного, и, окончив Мичиганскую военную академию, некоторое время служил в кавалерии. Выйдя в отставку, занялся бизнесом – но не слишком успешно.
Своё призвание он нашёл в литературе. В 1912 году вышел первый роман писателя – «Под лунами Марса» в журнале «All-Story», открывающий цикл о приключениях Джона Картера. В том же году в журнальном варианте вышел и другой роман Берроуза – «Тарзан, приёмыш обезьян». Этот цикл стал самым популярным в творчестве Берроуза. «Тарзан» вышел отдельной книгой в 1914 году, а вслед за ним романы Берроуза начали выходить из печати один за другим. Он стал автором многочисленных супербестселлеров.
Его перу принадлежат 26 романов о Тарзане, 11 – из марсианского цикла, 7 – о Пеллюсидаре, находящемся внутри полой Земли, 4 – о приключениях на Венере Карсона Нэпира и множество иных фантастических и приключенческих произведений.
Автор казалось бы массовой и «примитивной» литературы, Берроуз, тем не менее, оказал огромное влияние на её дальнейшее развитие. Помимо многочисленных последователей и продолжателей вроде Джона Норманна и Отиса Клайва, яркая фантазия Берроуза оказала влияние на творчество Фидиппа Жозе Фармера, Рэя Брэдбери и иных известных писателей.
Книги Берроуза расходились сумасшедшими тиражами, и уже через шесть лет после выхода первых романов в журнальном варианте и через четыре года после выхода «Тарзана» отдельной книгой, гонорары позволили ему купить ранчо в Калифорнии. Покупка состоялась в 1918 году. Ранчо было названо Тарзанией.
В 1929 году Берроуз сам, учредив компанию Edgar Rice Burroughs Inc., начинает выпускать свои новые книги и переиздания. С началом Второй мировой войны Эдгар Берроуз переходит к журналистике. Он оказался самым пожилым военным корреспондентом на тихоокеанском театре военных действий (ему было уже под семьдесят). Его материалы пользовались бешеной популярностью.
1 сентября 1923 — 31 августа 1969 Рокки Марчиано американский боксёр, чемпион мира в супертяжелом весе
Рокки Марчиано родился 1 сентября 1923 года в Броктоне, штат Массачусетс. Настоящее имя – Рокки Марчеджано. Семья итальянского эмигранта, в которой родился Рокки, была бедной и многодетной. Мальчик всегда подрабатывал: мыл посуду, чистил снег, потом работал землекопом…
В свободное время играл в бесйбол, а однажды решился и подошёл к тренеру местного боксёрского клуба. «Что ж, заходи в клуб, - согласился Джин Каджано, - уж больно хочется мне сделать какого-нибудь итальянского мальчишку чемпионом мира».
Во время службы во флоте во время Второй мировой войны Марчиано однажды так отделал какого-то хулигана в пабе, что хозяин предложил ему поучаствовать в боях на деньги. Марчиано согласился.
Говорят, именно такие бои научили его ряду приёмов, неизвестных профессионалам классического бокса, например, низкой стойке. Прославился Марчиано короткими убийственными ударами ближнего боя. Свои знаменитые удары он отрабатывал в воде, повышая нагрузку, по два часа в день.
На профессиональном ринге Марчиано дебютировал в марте 1947 года и в профессиональных матчах не проиграл ни одного боя. Правда, в бою против Рональда Ластарцы в 1950 году судьи после 15 раундов приняли довольно спорное решение в пользу Марчиано. Однако «сухой» послужной список был сохранён.
Последний бой непобедимого Рокки Марчиано состоялся в сентябре 1955 года. В 9-м раунде боксёр нокаутировал не менее легендарного чемпиона в полутяжелом весе Арчи Мура, однако больше на ринг не вышел. Проблемы со спиной поставили точку в карьере Марчиано.
Считается, что именно Марчиано стал прототипом героя Сталлоне Рокки Бальбоа в серии фильмов «Рокки», но это не так – прототип киногероя другой боксёр, Чак Вепнер.
После отхода от бокса Рокки начал карьеру бизнесмена. Многие спортсмены с уходом на пенсию быстро прожигают сбережения, но Марчиано был сдержан в тратах и показал себя успешным предпринимателем. До конца жизни он не пил, не курил и вёл аскетический образ жизни, будучи символом здорового образа жизни и кумиром многих современников.
31 августа 1969 года Рокки Марчиано погиб в авиакатастрофе, управляя личным самолётом, за день до своего 46-летия.
Сейдзи Одзава (Сейджи Озава) родился 1 сентября 1935 года в Шеньяне (Китай). С ранних лет он изучал музыку, а затем поступил в Высшую музыкальную школу Тохо Гакуэн в Токио на фортепианное отделение. Однако карьера пианиста не сложилась – Одзава повредил пальцы, играя в регби, и ему пришлось переквалифицироваться в дирижера.
Школу Тохо Одзава окончил с отличием в 1959 году и тогда же совершил поездку в Европу, где завоевал первую премию на Международном конкурсе дирижеров в Безансоне (Франция). Один из членов жюри – Ш.Мюнш пригласил талантливого юношу продолжить образование в музыкальном центре в Танглвуде (США).
В 1960 году Одзава, как лучший студент-дирижер, получил в Тэнглвудской школе музыки Премию имени Кусевицкого и продолжил совершенствовать свое мастерство у Ш.Мюнша в Бостонском симфоническом оркестре. Также учителями и наставниками юного дирижера были и такие великие музыканты, как Герберт фон Караян и Леонард Бернстайн, благодаря которым, он смог постичь красоту и возможности классической музыки.
Дебют Одзавы как дирижера состоялся в 1961 году, когда он стал ассистентом Л.Бернстайна в Нью-Йоркском филармоническом оркестре. К талантливому дирижеру быстро пришли успех и признание. Уже в 1965 году он стал музыкальным директором Симфонического оркестра Торонто, а затем возглавил Симфонический оркестр Сан-Франциско (1970-1976). С 1973 года Одзава – главный дирижер Бостонского симфонического оркестра.
Будучи одним из самых известных пропагандистов западной классической музыки у себя на родине, Одзава является создателем и вдохновителем крупнейшего музыкального фестиваля в Японии «Сайто Кинен» и руководит одноименным оркестром. Осенью 2002 года в его карьере начался новый этап, когда он стал музыкальным директором Венской государственной Оперы.
За свою богатую творческую жизнь Оздава исполнил огромное множество произведений. Это сочинения композиторов разных эпох и направлений. Гигантский репертуар дирижера включает музыку Штрауса, Моцарта, Верди, Глюка, Стравинского, Чайковского, Римского-Корсакова, Равеля, Баха, Гайдна, Ксенакиса, Такэмицу…
Он выступал на таких ведущих сценах мира, как Ковент Гарден, Ла Скала, Гранд-Опера и других. Среди его работ – мировые премьеры «Полифонии Сан-Франциско» и «Святой Франциск Ассизский», а также «Пиковая дама», «Фальстафа», «Евгений Онегин», «Турандот», «Тоска», «Электра», «Саломея» и многие другие.
Одзава подчеркивает, что нельзя научиться исполнять какое-то произведение, просто повторяя чужие движения, музыку надо почувствовать и пропустить через себя. Также он признается, что для него очень важен и опыт, полученный на оперных сценах Европы. Знаменитый маэстро щедро передает свои уникальные навыки молодым музыкантам и говорит: «Всю жизнь я учу и учусь сам».
Один из самых известных дирижеров современности – Одзава является лауреатом премии Кусевицкого и премии «Эмми», почетным доктор ряда университетов США, кавалером Ордена Почетного Легиона (Франция), также за благотворительную помощь ему были вручены диплом и медаль МЧС России «За помощь в чрезвычайных ситуациях».
Интересы маэстро касаются не только музыки. Он чрезвычайно предан семье, воспитывая в детях любовь к родине и верность традициям предков. Жена и дочь сопровождают Одзаву в поездках по миру. В свободное время он любит играть в теннис, кататься на лыжах, плавать и любоваться природой.
Сегодня японский дирижер Сейдзи Одзава - первый музыкант восточного происхождения, сделавший блестящую дирижерскую карьеру на Западе, и являющийся музыкальным директором Венской оперы, продолжает много гастролировать, дирижируя лучшими оркестрами мира.
1 сентября 1946 — 23 мая 2009 Но Му Хён корейский президент
Но Му Хён родился 1 сентября 1946 года в небольшой деревушке Кимхэ (провинция Южный Кёесан), в семье бедного крестьянина.
Учеба давалась ему легко, он был прилежным учеником. После школы его, как одаренного ученика приняли на бесплатное обучение в коммерческую школу Пусана, которую он окончил в 1966 году, затем служил в армии. Получив юридическое образование, сделал карьеру судьи, а впоследствии – адвоката, защищая права человека.
В 1980-е годы начал политическое продвижение, с 1988 года Но Му Хён – депутат парламента. Стал популярен, расследуя нарушения законности в парламентской комиссии. Занимал пост министра морского хозяйства и рыболовства.
В 2003 году Но Му Хён стал президентом Южной Кореи, однако в 2008 году оставил пост в результате импичмета. Обвинялся в коррупции. Но Му Хён вряд ли стал бы известным лицом в мировой истории, если бы не его самоубийство 23 мая 2009 года.
Поводом для суицида стало обвинение в крупной взятке в 6 млн. долларов, но причины, вероятно, копились очень долго. Среди таких причин называют и глобальный мировой кризис, в целом повлиявший на обстановку в стране и закат политической карьеры Но Му Хёна.
Но Му Хён покончил с собой, прыгнув со скалы. Свой поступок экс-президент объяснил в предсмертной записке, частично процитированной южнокорейскими СМИ: «Я переживаю тяжёлые времена. Я усложнил жизнь слишком многим людям».
1 сентября 1957 Глория Эстефан латиноамериканская певица
Глория Эстефан родилась 1 сентября 1957 года в Гаване (Куба). Полное имя – Глория Мария Милагроса Фаярдо Гарсия. Она была младенцем, когда её семья бежала от кубинской революции в Майми.
Своих корней Глория, выросшая в США, тем не менее, не забыла. В 1975 году она с мужем Эмилио Эстефаном начала выступать на эстраде, исполняя песни на испанском.
Латиноамериканский коллектив «Miami Sound Machine» пользовался огромной популярностью, а с 1984 года Глория начала выступать сольными концертами. Часть песен она пишет сама. Ввела она в репертуар и некоторые песни на английском, сохраняя, тем не менее, этнический колорит.
В 1990 году, на пике популярности, с певицей случилось несчастье: в автобус, на котором она ехала, врезался трактор. С тяжёлыми травмами позвоночника Глория Эстефан пролежала год.
Но она вернулась – вернулась с автобиографической балладой «Coming Out of the Dark», мгновенно занявшей вершины хит-парадов 1991 года. В 1996 году Глория Эстефан выступала на церемонии закрытия Олимпийских игр в Атланте.
На её счету – пять наград «Грэмми». Эстефан распродала 90 миллионов записей своих песен и вполне может называться королевой латиноамериканской поп-музыки.
1 сентября 1899 — 5 января 1951 Андрей Платонов русский писатель
Платонов Андрей Платонович (настоящая фамилия Климентов) родился 20 августа (1 сентября) 1899 года в Воронеже, в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской.
С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза), т.к. нужно было поддерживать семью. Мотив паровоза прошел через все его творчество, а трудное детство описано в рассказах о детях.
Первая проба пера – юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). В 1918-1921 годах активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте. В прозе Платонова мир предстает как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия: повести «Епифанские шлюзы», «Город Градов», «Река Потудань».
В романах «Чевенгур», «Счастливая Москва», повести «Котлован», «Ювенильное море», «Джан» – неприятие навязываемых форм социалистического переустройства жизни.
Своеобразие стиля Платонова определяют «косноязычие», «шероховатость» языка, сопрягающиеся в ткани повествования с отвлеченными понятиями и метафорическими образами.
В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, внутреннего конфликта человека и мира. Рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») вызвал резкую критику за «клеветничество» в адрес советской семьи.
В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна нападок, вынужден искать обходных путей – он пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительности (с аллюзиями на СССР) «Ноев ковчег». Однако приспособиться к послевоенному террору Платонову было не дано: 5 января 1951 года он умер от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря.
Киану Ривз родился 2 сентября 1964 года в Бейруте (Ливан), в семье американского геолога и английской танцовщицы. В крови Ривза перемешались гены гавайских, китайских, английских и ирландских предков, дав ему выразительную экзотическую внешность.
В детстве Ривз совсем не собирался становиться актёром: играл в шахматы, хоккей и собирался посвятить себя спорту. В команде имел прозвище «Стена» за надёжность в качестве вратаря. Учился плохо, страдал нарушением чтения и письма и был застенчив. Диплом об окончании школы так и не получил.
Некоторое время он был бас-гитаристом в группах Dogstar и Becky. С 1979 года Ривз начал играть в рекламе, а потом и в студийных фильмах. На гавайском имя «Киану» означает «Прохладный бриз, дующий с гор». Однако в Голливуде сначала посчитали, что такая экзотика вредна для актёра, и сначала Ривз играл под псевдонимами.
Истинное признание ему принесли роли в фильмах «Мой личный штат Айдахо», «Скорость», и, конечно, знаменитая роль Нео в «Матрице». В 2005 году звезда Киану Ривза появилась на Голливудской Аллее Славы.
Современные гонорары Ривза достигают огромных размеров, однако актёр не раз играл по заниженным ставкам ради того, чтобы привлечь в фильм коллег, с которыми он бы хотел сыграть, вроде Аль Пачино в «Адвокате Дьявола».
Личная жизнь Киану пока сложилась трагически: дочь Ривза от любимой женщины Дженнифер Сайм, которой уже подобрали имя, умерла в утробе за неделю до родов, а вскоре в автокатастрофе погибла и сама Дженифер.
После этого Киану снял социальную рекламу о роли ремней безопасности, стремясь спасти хоть кого-нибудь, раз не смог сохранить свою любовь.
Елена Проклова российская актриса, заслуженная артистка РСФСР
2 сентября 1953
Елена Игоревна Проклова родилась 2 сентября 1953 года в Москве, в семье преподавателей. Но росла девочка в актерской среде, т.к. актёрами были её прабабушка и дед, а друзьями родителей – многие деятели культуры.
Именно дедушка привёл Лену в 10-летнем возрасте на «Мосфильм», где в то время режиссёр А.Митта искал исполнительницу главной роли в фильме «Звонят, откройте дверь». Во время очередного просмотра режиссер «увидел» Лену и утвердил на первую роль, которая была отмечена вниманием зрителем, прессы, международной премией и признана лучшей женской ролью 1965 года.
Успешный дебют в кино юной актрисы привлек к ней внимание и других режиссеров – Г.Казанский сразу предложил ей роль Герды в экранизации пьесы Е.Шварца «Снежная королева». Фильм был тепло встречен юным зрителем и на фестивалях «Алая гвоздика» и в Боготе был удостоен главных призов.
Правда, близкие не думали о карьере актрисы для Лены, ведь с четырёх лет она занималась спортивной гимнастикой и уже в 11 лет стала мастером спорта. Ей пророчили блестящее спортивное будущее. Но вскоре Елена снялась еще в двух картинах, одна из которых А.Митты «Гори, гори, моя звезда». Эта роль потребовала от актрисы полной отдачи и получилась серьезной. Именно тогда Проклова окончательно определилась с выбором своей будущей профессии.
Елена закончила актерский факультет Школы-студии МХАТ (1973), где преподавали А.Тарасова, М.Яншин, А.Грибов и другие. Актрисе посчастливилось не только учиться у них, но и играть с «великими стариками» на одной сцене. За 20 лет работы в МХАТе она переиграла весь ведущий репертуар театра.
Одна из известных работ Прокловой в кино — роль в фильме И.Хейфица «Единственная», где ее партнерами по съемочной площадке стали В.Золотухин и В.Высоцкий. По словам самой актрисы, эта роль – лучшая за всю ее карьеру в кино. Фильм принес еще большую известность Елене Прокловой и был удостоен наград нескольких Международных кинофестивалей.
Все последующие годы были весьма плодотворными в карьере актрисы. Она много снималась у маститых режиссеров. Многие фильмы с ее участием были отмечены призами и наградами. В 1985 году Елене Прокловой присвоили звание заслуженной артистки РСФСР. В начале 1990-х годов актриса уходит из театра, больше посвящая времени кинематографу.
На нынешнем этапе Елена Игоревна мало снимается в фильмах, но плотно сотрудничает с телевидением, участвуя в различных телевизионных проектах.
Валентин Гафт советский и российский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР
2 сентября 1935
Актёр широкого творческого диапазона, Валентин Гафт отличается свободой и естественностью сценического и экранного поведения. Он в совершенстве владеет самыми разными жанрами в профессии.
Валентин Иосифович Гафт родился 2 сентября 1935 года в Москве. Увлечение театром проявилось еще в школе, где он участвовал в театральной самодеятельности. Поступив в Школу-студию МХАТ, на курс выдающегося мастера В.Топоркова, Гафт также обучался у О.Ефремова, которого считает своим главным учителем.
Сценический дебют молодого актера состоялся в 1957 году на сцене театра им. Моссовета, где сразу же проявилось его творческое дарование. Однако уже через год он покинул театр – ему не нравились те роли, которые предлагали играть. В творческих поисках Валентин сменил несколько московских театров, но ни в одном из них надолго не задерживался.
Началом творческого становления артиста стала работа с молодым режиссером А.Эфросом. Именно этот опыт лег в фундамент его мастерства и привел к первым настоящим успехам. А в 1969 году О.Ефремов пригласил Гафта в театр «Современник». Период актерской «неприкаянности» закончился. Многие удачные роли Гафта сыграны на этой сцене и связаны с именем Г.Волчек. А ныне с этим театром связана вся жизнь Гафта, его он считает своим родным домом.
Дебют в кино Валентина Иосифовича состоялся еще в студенческие годы. Это была небольшая, но успешная роль в фильме режиссера М.Ромма «Убийство на улице Данте». Но затем долгие годы Гафт играл лишь эпизоды или маловыразительные роли. Лишь в 1970-е годы стали появляться первые заметные работы.
Уже тогда проявилась творческая манера Гафта, отличающаяся тонкой психологической проработкой образа, свободой и остротой пластического рисунка, интеллектуальным юмором. В каждом характере он вскрывал глубину чувств и внутренних переживаний, это касалось даже небольших киноролей.
Настоящая популярность пришла к Гафту после сотрудничества с Э.Рязановым. Роли в фильмах этого выдающегося кинорежиссера стали лучшими в биографии актера – «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово…», «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные»…
Гафт работал и с другими режиссерами. И все они отмечали его фанатическую преданность профессии и высочайшую требовательность к себе. В багаже актера огромное количество интересных и ярких ролей («Гонки по вертикали», «Визит к минотавру», «Чародеи», «Анкор, еще Анкор!» и другие).
Параллельно с актерским взлетом к Гафту пришла известность, как автора острых эпиграмм. Хотя сейчас Валентин Иосифович говорит, что это его увлечение закончилось. Однако он выпустил несколько сборников стихов и книг и по-прежнему увлекается сочинительством.
Валентин Иосифович является академиком кинематографических искусств, членом Союза кинематографистов, Союза театральных деятелей и Союза писателей, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени и орденом Дружбы, стал первым лауреатом престижной театральной премии им.Смоктуновского…
В настоящее время Валентин Иосифович Гафт живет и работает в Москве, увлекается спортом и музыкой.
Его музыкальный талант разносторонен: он автор опер и балетов, симфонических произведений и инструментальных концертов, музыки к фильмам и театральным спектаклям, песен и легкой музыки.
Андрей Павлович Петров родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде. В 1954 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Ученик О. А. Евлахова.
Широкую известность получил балет А. Петрова «Сотворение мира», в котором танцевал знаменитый Михаил Барышников и который был показан во многих странах Европы и в Америке.
Симфонические произведения композитора исполняли многие известные дирижеры – Юрий Темирканов, Евгений Светланов, Александр Дмитриев, Евгений Колобов, Гюнтер Шулер (США), Козухира Монзуми (Япония).
Петров также постоянно работал в кино, сотрудничая с крупными русскими и зарубежными режиссерами. Он написал музыку более чем к восьмидесяти кинофильмам. Среди них – «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Осенний марафон», «Служебный роман», «Хрусталев, машину!», «Жестокий романс», а также музыка к фильму американского режиссера «Синяя птица» с Элизабет Тейлор в главной роли.
Работы последних лет также очень разнообразны: балет «Мастер и Маргарита» для балетной труппы Бориса Эйфмана, фортепианный концерт для американского пианиста Дерека Хана, вариации для оркестра на тему Мусоргского и многие другие произведения.
Музыка Андрея Петрова в исполнении отечественных и зарубежных коллективов и солистов звучала и продолжает звучать во многих странах мира – Польше, Чехословакии, Болгарии, США, Англии, Франции, Германии, Южной Корее, Японии и т.д.
Он лауреат многих премий, в том числе и Государственных.
Евгений Леонов актёр театра и кино, народный артист СССР
2 сентября 1926 — 29 января 1994
Евгений Павлович Леонов родился 2 сентября 1926 года в Москве в обыкновенной московской семье среднего достатка. Отец работал инженером на авиазаводе, мать была домохозяйкой.
В 1947 году окончил Московскую драматическую студию. Работал в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского, театре им. Вл. Маяковского, а с 1972 года – в Московском театре Ленинского комсомола (Ленком).
Леонов много снимался в кино, особенно у Георгия Данелии. Фильмы «Тридцать три», «Не горюй!», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Джентльмены удачи» до сих пор любимы зрителями.
Актёр большого обаяния, Леонов отличался непосредственностью и простодушной открытостью, был наделён не только ярким и мягким комедийным, но и самобытным драматическим дарованием.
Особой любовью многих поколений зрителей до сих пор продолжает пользоваться и его работа по озвучиванию анимационных фильмов (прежде всего блистательно выполненная за кадром роль Винни-Пуха в серии лент 1969-1972 годов). В его творческой копилке 67 фильмов, 9 мультфильмов, ряд спектаклей.
29 января 1994 года Евгений Леонов ушел из жизни – остановилось сердце….
Вечером того рокового дня в Ленкоме должен был состояться спектакль «Поминальная молитва» с Леоновым в главной роли. Когда зрителям объявили, что спектакль не состоится из-за смерти актера, ни один из них не сдал свой билет. Из ближайшего храма принесли свечи, и народ весь вечер простоял с ними у театра. На похороны пришли тысячи людей.
Людовик I Бонапарт король Голландии, брат Наполеона I Бонапарта
2 сентября 1778 — 25 июля 1846
Людовик I Бонапарт родился 2 сентября 1778 года в Аяччо. Будучи одним из членов многочисленного семейства Наполеона Бонапарта, Людовик Бонапарт получил от брата-императора корону вассального по отношении ко Франции королевства, Голландии. Впрочем, вёл он там себя не как тиран, а стремился понять нужды голландцев, учил нидерландский, помогал во время наводнений. Основал Королевский институт наук, литературы и изящных искусств, сохранившийся и поныне под именем Королевской Нидерландской академии наук.
Кроме того, Людовик, повелевший называть себя Лодовейком, по местным традициям, вывел из страны часть французских войск. Во время его достаточно самостоятельного правления была отменена смертная казнь. В целом среди голландцев он был достаточно популярен, хотя над ним посмеивались из-за забавного акцента. Например, свой титул – Konijn van 'Olland, Король Голландии, Людовик выговаривал так, что получалось «голландский кролик».
По приказу императора Людовик женился на дочери императрицы Жозефины от первого брака, Гортензии Богарне, но супруги вскоре разошлись. Тем не менее, от этого брака родилось трое сыновей.
Интересы Наполеона прервали правление Людовика. Самостоятельность брата императору не нравилась, особенно то, что голландский король практически не препятствовал контрабандистам торговать с Англией, которой Наполеон объявил блокаду. В 1810 году по распоряжению брата Людовик передал престол маленькому сыну. Через четыре дня Франция аннексировала Голландию.
Конечно, в нищете брата Наполеон не оставил, и одарил его графским титулом Сен-Лё и правом правления в великом герцогстве Клеве-Юлих-Берг, главой которого стал его сын Наполеон-Луи.
Жизнь младшего сына Людовика, Шарля-Луи-Наполеона, сложилась особенно блестяще: он стал сначала президентом Французской республики, а потом императором Франции Наполеоном III. Правда, злые языки поговаривали, что мать, Гортензия Богарне, родила младшего сына не совсем от Людовика… Официально, тем не менее, Людовик I Бонапарт является и братом, и отцом французских императоров.
Последние годы Людовик, как и многие члены семьи опального императора, скитался по Европе. Впрочем, найдя пристанище в гостеприимной Флоренции, он обосновался там вполне прилично – хотя и без особой роскоши, но ни в чём не нуждаясь.
Джон Говард родился 2 сентября 1726 года в Лондоне. Он вошёл в историю как автор ряда гуманистических проектов, направленных на облегчение жизни людей – борьба с чумой, реформа тюремной системы. Современники прозвали его «Говард-филантроп».
В 1773 году Говарда избрали шерифом Бедфорда, и он был поражён, в какой обстановке содержатся узники местной тюрьмы. Обследовав тюрьмы Англии и континентальной Европы, он в 1777 году издал книгу «Состояние тюрем Англии и Уэльса», которая шокировала умы современников и дала толчок к гуманизации тюремной системы.
Кстати, Говард определил и зависимость эпидемий в городах от вспышек «тюремной лихорадки»: с гигиеной в тюрьмах было плохо, а в результате зараза распространялась по окрестностям.
Затем Говард изучал карантинное дело и меры по борьбе с чумой, совершив в 1785 году опасное путешествие по Южной Европе.
Джон Говард, бронзовая статуя в Бедфорде Он обследовал карантины и посещал больницы с чумными больными, а также задавал врачам этих стран вопросы, которые подготовили для него британские инфекционисты. «Отчет о важнейших лазаретах в Европе с различными заметками относительно чумы» имел огромное значение для развития инфекционной медицины.
Говард бывал в Санкт-Петербурге и общался с русскими врачами, а в 1790 году приехал в Херсон, являвшийся тогда частью России, бороться с эпидемией тифа. Затем он планировал посетить ряд мест в Крыму, однако, заразился сам, вероятно, от своих пациентов. Личный врач князя Потёмкина пытался помочь Говарду, но безуспешно.
20 января 1790 года Джон Говард умер. Он похоронен в Херсоне, где ему установлен памятник. Бронзовая статуя в память о Джоне Говарде установлена и в Бедфорде.
3 сентября Диана Пуатье фаворитка французского короля Генриха II
3 сентября 1499 — 26 апреля 1566
Диана Пуатье родилась 3 сентября 1499 года в родовитой семье с древними аристократическими корнями. Благодаря матери рано попала ко двору. В 13 лет вышла замуж за Людовика де Брезе, графа де Мольврие. Он был внуком короля Карла VII и его фаворитки Агнессы Сорель, так что, возможно, такая генеалогия мужа уверила юную Диану, что быть фавориткой довольно почётно, и дети будут пристроены.
Супруги жили в любви и согласии, Диана хранила ему верность, родила двух дочерей. Но в 31 год Диана осталась вдовой. Супругу она поставила величественную усыпальницу и надела траур, который не снимала до конца жизни. Впрочем, это не помешало ей найти дальнейшее счастье в личной жизни.
Влияние Дианы на людей было велико — красота и обаяние действовали безотказно. Её отец, приняв участие в бунте против короны, был приговорён к смерти. Рыдающая красавица, бросившись к ногам Франциска I, растрогала короля, помиловавшего мятежника.
Но ещё больше Диана очаровала его сына, юного принца Генриха. Мальчику было 11 лет (по иным данным – и того меньше), когда он увидел 29-летнюю Диану. Хотя для того времени это уже был немалый возраст, Диана сохраняла красоту и вскоре получила на принца неограниченное влияние.
Возможно, конечно, что любовь юного принца возникла на фоне сложных обстоятельств – он вместе с братом был отдан в заложники соседнему монарху, и, провожая принцев, никто не сказал им доброго слова. Отец, освобожденный из плена, даже не посмотрел на детей, которых увозили в заточение… И только Диана подошла к лодке и на прощание поцеловала мальчиков.
Фрейд тут нашёл бы массу поводов для размышления… Эдипов комплекс? Так или иначе, Диана осталась единственной любовью Генриха на всю жизнь.
При дворе Диана столкнулась с другой известной красавицей – герцогиней д’Этамп. Это была фаворитка Франциска I. Фаворитки короля и наследника схлестнулись в интригах. Д’Этамп была младше Дианы на 10 лет, и называла её «Старым Грибом». Однако Генрих II взошёл на трон, и победа осталась за Дианой.
Генрих осыпал её подарками и драгоценностями. У поверженной соперницы, герцогини д’Этамп, он отобрал огромный бриллиант и подарил Диане. Замок, построенный Дианой, до сих пор остаётся одним из прекраснейших в долине Луары.
Диана стала настоящей королевой. Король не предпринимал ничего, не посоветовавшись со своей богиней. Молодая жена Генриха II, Екатерина Медичи, которая впоследствии прославится ядами и коварством, пока ещё была бессильна против любовницы мужа. На коронации Диана находилась на более почётном месте, чем Екатерина!
Казалось, Диана не стареет. Она по-прежнему появлялась при дворе только в белом и чёрном, соблюдая траур по супругу, но Генрих II тоже стал одеваться в белое и чёрное, в «цвета своей дамы». Диану боялись, обожали и ненавидели – а Генрих носил одежды и перстни с вензелем фаворитки.
Звезда Дианы закатилась в 1559 году. Генрих II погиб на турнире, и Екатерина Медичи восторжествовала. У фаворитки отобрали все драгоценности, подаренные королём. Бывшая владычица двора Диана Пуатье удалилась в свой замок, где умерла на 67-м году жизни - 26 апреля 1566 года. Видевшие её утверждали, что и перед смертью она сохраняла свою величественную красоту.
Луис Генри Салливен, создатель одного из первых небоскрёбов, родился 3 сентября 1856 года. Хотя он не получил законченного профессионального образования, ограничившись свободным посещением парижской Школы изящных искусств и работой в мастерской архитектора Ф. Фёрнесса в Филадельфии, конструкторские разработки Салливена стали важной вехой в истории архитектуры.
На рубеже 19-20 столетий Салливен первым разработал концепцию высотного здания, и сам строил первые небоскрёбы. Он основывался на ячеистой структуре делового здания, пытаясь осмыслить этот тип и найти оптимальное архитектурное решение для нового типа построек.
Его каркасные постройки, например, построенные в конце 19 века небоскрёб Гаранти-билдинг в Буффало и универмаг в Чикаго, отличаются выразительностью и пластичностью. С 1908 года Салливен строил вместе с Джорджем Грантом Элмсли «дома прерий» и «алмазные шкатулки».
Благодаря своим теоретическим разработкам Салливен вошёл в историю не только как практик, но и как теоретик архитектуры. Его статья «Высотное конторское здание с художественной точки зрения» имела большое значение для развития архитектуры высотных домов. Салливен стал известен как первопроходец рационализма, ему принадлежит фраза и «форму в архитектуре определяет функция».
Салливена называют отцом американского модернизма, а его идеи развил талантливый ученик – Фрэнк Ллойд Райта. Однако коммерческой жилки талантливому архитектору, видимо, всё-таки не хватало: конкуренции с крупными строительными фирмами он не выдержал. В 1918 году Салливену пришлось признать себя банкротом.
Умер Луис Генри Салливен в бедности, 14 апреля 1924 года, оставшись, тем не менее, в истории архитектуры рубежа веков.