Сергей Донатович Довлатов родился 3 сентября 1941 года в Уфе, в семье театрального режиссёра Доната Мечика и литературного корректора Норы Довлатовой. С 1944 года жил в Ленинграде. В 1959 году Сергей поступил на отделение финского языка филологического факультета Ленинградского университета имени Жданова, но через два года был исключён за неуспеваемость.
После армии Довлатов поступил на факультет журналистики ЛГУ, работал в студенческой многотиражке морского технического университета «За кадры верфям», писал рассказы.
В начале 1970-х Довлатов жил и работал в Эстонии. Вернувшись в Ленинград, он писал прозу. Журналы отвергали его произведения. Набор его первой книги в издательтве «Ээсти Раамат» был уничтожен по указанию КГБ Эстонской ССР.
Довлатов публиковался в самиздате, а также в эмигрантских журналах «Континент», «Время и мы». В 1978 году из-за преследования властей Довлатов эмигрировал, поселился в Нью-Йорке, где стал главным редактором эмигрантской газеты «Новый американец». Одна за другой выходили книги его прозы. К середине 1980-х годов он добился большого читательского успеха, печатался в престижном журнале The New Yorker.
За двенадцать лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио «Свобода».
Сергей Довлатов умер 24 августа 1990 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен на еврейском кладбище «Маунт Хеброн» (Mount Hebron) в нью-йоркском районе Квинс.
Александр Юрьевич Аксенов, известный в кругах рок-музыкантов как Рикошет, родился 3 сентября 1964 года в Ленинграде. Дебютировал на сцене осенью 1980 года в составе школьной гpуппы «Резиновый Рикошет», откуда и пошло его пpозвище, позднее ставшее сценическим именем.
По возвращении из армии он недолго играл в «Народном Ополчении», был бас-гитаристом в период записи панк-оперы «Новогодие» и пытался репетировать с «Автоматическими Удовлетворителями», но уже тогда начал сочинять собственные песни.
В ноябре 1985 года он создал «Объект Насмешек» — первую группу, прорвавшуюся на клубную сцену Петербурга и добившуюся успеха благодаря серии коротких и эффектных песен, «которые соединяли энергетический напор и запал панк-рока с мелодическим разнообразием бита».
Поначалу «Объект Насмешек» ориентировался на популярную в то время неоромантику, однако, с течением времени панковское прошлое всех участников взяло верх и группа окончательно определилась с выбором стиля, поразив аудиторию 4-го фестиваля рок-клуба (1986). В том же году вышел дебютный альбом группы — «Смеется «ОН» — кто смеется последним».
С 1987 года группа начала гастролировать по стране, выступила на очередном ленинградском фестивале (июнь) и легендарном форуме независимого рока в Подольске (сентябрь). В том же году свет увидел их второй альбом «Гласность».
Третья программа группы, впервые показанная в июне 1988 года на сцене шестого Ленинградского рок-фестиваля, открыла новую страницу в ее творчестве и была посвящена ночной жизни города. Летом 1989 года она была зафиксирована на третьем альбоме группы «Жизнь настоящих ковбоев». Четвертым и последним альбомом стал «Сделано в джунглях» — единственный, изданный на пластинке.
После 1990 года группа уже не выступала, музыканты принимали участие в съёмках фильма Рашида Нугманова «Дикий Восток».
«Рикошет» вернулся в музыку в 1994 году, дав несколько концертов в сопровождении музыкантов групп «Military Jane» и «Джан Ку», а в 1995 году выпустил альбом «Блюз для негодяя». В последующие годы он пробовал себя в роли продюсера и музыкального издателя.
Александр Юрьевич Аксенов ушел из жизни 22 марта 2007 года в Санкт-Петербурге на 43-м году жизни от остановки сердца.
Творчество этого культового музыканта живет и после его смерти — вышел альбом группы Рикошета «Объект насмешек» под названием «Телетеррор», и по инициативе Константина Кинчева («Алиса») был создан трибьют Рикошета «Выход дракона», в записи которого приняли участие известнейшие русские рок-исполнители.
4 сентября Аль-Бируни азиатский учёный средневековья
4 сентября 973 — 9 декабря 1048
Аль-Бируни родился 4 сентября 973 года в городе Кят, столице государства Хорезм. Полное имя – Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни. Молодой Аль-Бируни получил прекрасное образование у выдающегося астронома и математика Ибн Ирака. Образование включало не только математику, но и философию. Изучил, помимо хорезмийского, девять языков Востока, в том числе санскрит и хинди, а также греческий и латынь.
Аль-Бируни был человеком очень широких интересов. Он изучал всё: историю и географию, математику и астрономию, геодезию и филологию, минералогию и фармакологию – этот список можно было бы продолжить. По всем этим направлениям он вёл самостоятельные исследования, написал 45 трудов по разным дисциплинам.
Уже в первом сочинении, посвящённом хронологии, учёный собрал и проанализировал все известные в то время календарные системы и составил объёмную хронологическую таблицу.
Аль-Бируни составил описания известных в то время лекарств, в труде по минералогии описал свойства 50 металлов, сплавов и минералов. Вёл математические исследования. Разработал теорию перевода научных терминов с одного языка на другой…
Во время работы над своим главным трудом — «Канонам Мас‘уда по астрономии и звёздам» - ученый рассчитал радиус Земли, установил угол наклона эклиптики к экватору, описал лунные затмения с изменением окраски Луны при них, а также солнечные, проанализировав характер солнечной короны, высказал идею об огненной природе звёзд и солнца, в отличие от планет.
Неутомимый Аль-Бируни посетил много городов Востока и даже жил несколько лет в Индии, куда дошёл с походом султана Махмуда Газневи. Результатом стало сочинение о философских системах Индии, включая теорию санкхьи, космической эволюции и т.д. В этой же книге была изложена и ставшая знаменитой легенда о мудреце, царе и зернышках, выкладываемых в геометрической прогрессии на каждую клетку доски — прообраза шахматно-шашечной.
Умирая 9 декабря 1048 года в городе Газна, Аль-Бируни находился в полном сознании и, хотя был слаб, вел беседы на научные темы. Прощаясь с друзьями, последнего он спросил: «Ах да, всё хотел спросить, что ты говорил мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?». Поражённый друг воскликнул: «Об этом ли сейчас толковать!». Аль-Бируни, уже теряя голос, прошептал: «Эх ты! Я думаю, что лучше покинуть мир, узнав ответ на этот вопрос, нежели уйти невеждой…».
Франсуа Рене де Шатобриан, один из основателей французского романтизма и дипломат, родился 4 сентября 1768 в Сен-Мало. Он происходил из бретонской дворянской семьи, получил отменное образование, путешествовал, в том числе плавал в Северную Америку.
Во Францию вернулся прямо к Великой Французской революции, и выступил на стороне короля. После победы революционеров Шатобриан был вынужден эмигрировать, жил в Англии, где написал «Опыт о революциях», весьма критически анализируя французские события.
Вернувшись во Францию по приглашению Наполеона, он начал дипломатическую карьеру. Когда Бурбоны вернули себе трон, Шатобриан продолжил дипломатическую работу, служил послом в европейских столицах, в 1823-1824 годах возглавлял министерство иностранных дел. После падения Бурбонов в 1830 году, Шатобриан, не приняв очередную революцию, ушёл в отставку.
В литературе Шатобриан занял почётное место одного из основоположников французского и европейского романтизма. Главным его произведением является «Апология христианства» (или «Гений христианства»), а также «обрамляющие», «иллюстративные» произведения — роман «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне», и повесть «Рене, или Следствия страстей» (о страдающем французском Вертере).
Шатобриан использовал новые способы выразительности, передавал чувства героев через состояние природы. Как и все романтики, места, где происходит действие, Шатобриан старался выбирать поэкзотичней, поромантичней – или же переносил действие в «романтические» исторические эпохи, а то и сочетал оба приёма сразу.
Например, для романа «Мученики», продолжающего идеи «Апологии христианства», Шатобриан поездил по Греции и Ближнему Востоку, чтобы самому увидеть места, где будут разворачиваться действия романа о первых христианах.
Творчество писателя оказало влияние не только на французскую, но и на всю европейскую литературу эпохи романтизма. Константин Батюшков и Александр Пушкин высоко ценили творчество Шатобриана, а творчество выдающихся представителей французского романтизма Альфреда де Виньи и Виктора Гюго основывается на элементах романтизма, использованных Шатобрианом.
Шатобриан скончался 4 июля 1848 года. Его мемуары вышли посмертно с красноречивым (и вполне в духе романтизма) названием – «Замогильные записки»
Кендзо Танге родился 4 сентября 1913 года в городе Имабари (префектура Эхимэ на острове Сикоку). Школьные годы его прошли в Хиросиме. На архитектурный факультет Токийского университета Танге поступил в 1935 году, а в 1938 году, по его окончании, стал работать в ателье архитектора Кунио Маэкава.
Деятельность Танге начиналась в тяжелый для японского народа период. Свертывание мирного строительства сказалось и на сторонниках «новой архитектуры». Из-за отсутствия работы Танге был вынужден в 1941 году перейти в аспирантуру Токийского университета.
В первые послевоенные годы Танге создал несколько градостроительных проектов, самым крупным среди которых был генплан Хиросимы, разработанный вместе с Асада, Отани и Исикава в 1947 году. Он следовал принципам функционализма, но стремился воплотить и мысли, выходящие за его пределы.
Работа над генеральным планом Хиросимы стала для Танге подготовительным этапом к проектированию мемориального ансамбля мира в этом городе (1949-1956). Этот ансамбль – суровое напоминание об уязвимости человеческих ценностей и об их мужественном утверждении. Мемориал в Хиросиме был первым произведением японского архитектора, вносившим нечто существенно новое в развитие современной архитектуры. Танге становится одним из наиболее известных и влиятельных архитекторов современности.
В 1953 году было завершено строительство спроектированной Танге детской библиотеки в Хиросиме. Важным этапом в развитии пластического языка архитектуры Танге было создание зала собраний в городе Сидзуока (1956-1957), используемого теперь как крытый стадион. Здание ратуши в Курасики (1958-1960), которое кажется мощным монолитом, высящимся среди пыльной площади уютного старинного городка, стало завершающим аккордом творчества Танге в 1950-е годы.
Большим эссе в книге «Кацура. Традиции и творчество в японской архитектуре» (1960) он как бы подводит итог своим размышлениям о двойственности японской традиции, стремится предметно показать борьбу в ней двух культур – простонародной и аристократической. К подобному типу эссе относится и книга о святилище в Исе, опубликованная двумя годами позже.
Вершиной творческой карьеры Танге стал комплекс спортивных сооружений, построенный к Олимпийским играм 1964 года, проходившим в Токио. В 1963-1964 годах по проекту Танге, разработанному также с участием Цубои, был построен собор Св. Марии в Токио.
В 1960-е годы Танге много проектирует, строит, пишет, размышляет. Во всех поисках он неизменно остается большим художником. И результаты его творчества значительнее тех концепций, которые он формулирует.
5 сентября Алексей Константинович Толстой граф, русский поэт, писатель
5 сентября 1817 — 10 октября 1875
Алексей Константинович Толстой родился (24 августа) 5 сентября 1817 года в Петербурге. Он получил образование на словесном отделении Московского университета, окончив его в 1836 году. С 1834 года служил в Московском архиве Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической и военной службе; а с 1843 года занимал различные придворные посты.
С 1840-х годов он начал литературную творческую деятельность, проявив талант в создании лирических стихов и баллад. Среди популярных – «Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы» и другие.
Первая публикация – фантастическая повесть «Упырь» (1841, под псевдонимом Краснорогский) – была сочувственно встречена В. Г. Белинским.
С 1854 года Толстой печатал в «Современнике» в соавторстве с братьями Жемчужниковыми стихи и пародии от имени вымышленного автора, Козьмы Пруткова. В конце 1850-х сотрудничал в славянофильской «Русской беседе», затем в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы».
В 1861 году Толстой отошел от двора и полностью сосредоточился на творчестве. Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан» (1862), исторический роман «Князь Серебряный» (1863), историческую трилогию – трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870).
В 1867 году вышло первое собрание стихотворений Толстого. В последнее десятилетие жизни писал баллады («Роман Галицкий», «Боривой», «Илья Муромец», «Садко» и др.), поэмы, лирические стихи.
Значительность изображенных в трагедиях исторических конфликтов, разнообразие типичных характеров и замечательный, тонко очерченный психологический образ царя Федора послужили причиной интереса режиссёров. Постановкой «Царя Федора» был открыт в 1898 году МХТ. Две первые трагедии трилогии прочно вошли в репертуар советских театров.
Лирические стихотворения Толстого просты и задушевны. Таковы «Средь шумного бала, случайно», «То было раннею весной» и др. Толстой вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений положено на музыку русскими композиторами – Римским-Корсаковым, Чайковским, Мусоргским, Рубинштейном, Танеевым и др.
Писатель скончался (28 сентября) 10 октября 1875 года от случайной передозировки лекарства.
Артур Кёстлер родился 5 сентября 1905 года в Венгрии, в Будапеште. В 1926 году начал карьеру журналиста в немецком издании, поездил по Австрии и Германии. Будучи по происхождению евреем, Кёстлер не смог остаться в Германии, пошедшей по пути фашизма. Сначала он жил во Франции, потом эмигрировал в Британию, где продолжил свои работы.
В 1931 году на дирижабле «Граф Цеппелин» летал к Северному полюсу. Затем решил поездить по Советскому Союзу, где прожил год. Результатом путешествия по СССР стала книга «Слепящая тьма», по которой он больше всего и известен. В ней он рассказывал об эпохе «большого террора» и вызвал неоднозначную реакцию читавших.
Кёстлер стал известен так же своей научной теорией о том, что европейские евреи ашкенази произошли не от палестинских евреев, а от хазар приволжского Хазарского каганата, где был распространён иудаизм.
Писал статьи для знаменитой Британики, документальную прозу, а также романы, сделавшие его знаменитым: помимо «Слепящей тьмы», это «Гладиаторы», «Прибытие и отъезд», «Воры в ночи», «Век вожделения».
Кёстлер известен также участием в движении в поддержку эвтаназии. Это не случайно: он сам тяжело болел лейкозом и страдал от болезни Паркинсона. 3 марта 1983 года он покончил с собой, приняв снотворное в особо больших дозах.
Людовик XIV де Бурбон король Франции и Наварры, известный как «Король-Солнце»
5 сентября 1638 — 1 сентября 1715
Людовик XIV де Бурбон, получивший при рождении имя Людовик-Дьёдонне («данный Богом»), родился 5 сентября 1638 года в Сен-Жермен-ан-Ле. Он царствовал 72 года – дольше, чем какой-либо другой европейский монарх в истории.
Людовик вступил на престол малолетним, потому управление государством перешло в руки его матери и кардинала Мазарини. В молодости пережил войны Фронды, в результате чего стал убежденным сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей. Часто ему приписывают выражение «Государство – это я».
Царствование Людовика XIV де Бурбона вошло в историю как Великий Век. Это было время значительной консолидации единства Франции, ее военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, а также расцвета культуры. Но вместе с этим постоянные войны, которые вел Людовик, требовали высоких налогов и разоряли страну, а отмена веротерпимости привела к массовой эмиграции гугенотов из Франции.
Однако Людовика не зря прозвали Король – Солнце. Его дипломатия господствовала над всеми европейскими дворами. Его армия была самой многочисленной, лучше всего организованной и руководимой. Французская нация достигла немыслимых высот именно при его царствовании – это и достижения в искусстве, науках, и в промышленности, и, конечно, в торговле.
Версальский двор при Людовике (именно туда была перенесена королевская резиденция) стал предметом зависти и удивления почти всех современных государей. При дворе был введен строгий этикет, который регламентировал всю придворную жизнь.
Людовик до последних дней жизни оставался деятельным, твердо поддерживал придворный этикет и внешний облик своего «великого века», уже начинающего свое падение. Король-«солнце» умер 1 сентября 1715 года.
Фредди Меркьюри певец и музыкант, вокалист легендарной рок-группы Queen
5 сентября 1946 — 24 ноября 1991
Фредди Меркьюри, урожденный Фаррух Булсара, родился 5 сентября 1946 года в Стоун-Тауне, Занзибар. Родители воспитывали Фарруха в соответствии с персидской культурой.
В 1954 году родители определили сына в школу Святого Петра в Панчгани. В первые годы обучения одноклассники Фарруха придумали называть его Фредди. Фредди учился хорошо, проявляя большой интерес к музыке и творчеству, он отлично рисовал, пел в школьном хоре и участвовал в школьных постановках. На его способности обратил внимание директор школы. За отдельную плату он предложил организовать курсы игры на фортепиано для Фредди. Родители согласились. Фредди получил возможность развивать свой редкий талант.
В возрасте 12-ти лет Фредди стал участником первой в своей жизни группы, которую он же и организовал – «Непоседы». Группа выступала на школьных вечерах, танцах, различных мероприятиях. Фредди участвовал в своей группе в качестве пианиста.
Вскоре семья перебралась в Англию, где Фредди поступил в политехнический колледж. Летом 1969 года Фредди закончил учебу с заслуженным дипломом. Он решает серьезно заняться музыкой. Одной из первых его английских групп стало трио IBEX. В конце 1969-го года группа распалась.
В апреле 1970 года его старый друг Стаффелл решил покинуть группу SMILE, в которую неоднократно приглашал Фредди. Освободившееся место вокалиста занял Фредди. Он поменял название группы на QUEEN, а свою фамилию – на Меркьюри. Так началась легендарная история «Королевы», которая с успехом выступала многие годы.
С 1986 года начали появляться слухи о том, что Фредди Меркьюри болен СПИДом. Однако вплоть до последних дней жизни музыкант отрицал все слухи относительно своего здоровья. О его страшном диагнозе знали только близкие люди.
23 ноября 1991 года Фредди сделал официальное заявление, о том, что болен СПИДом. На следующий день, 24 ноября, около семи часов вечера Фредди Меркьюри умер в своём доме в Лондоне от бронхиальной пневмонии, развившейся на фоне СПИДа.